Статьи
Агентство Медицинского Консалтинга
Москва. Дубнинская, 13 — 9А
Выгодно ли открывать аптеку в частной клинике

Выгодно ли открывать аптеку в частной клинике

Виктория Шматкова ZERTS, Дарья Смирнова D-ZERTS
Для многих владельцев частных клиник при поиске дополнительных источников дохода актуальным становится вопрос об открытии аптеки на территории медицинского учреждения. Конечно, для пациента это будет являться большим плюсом, он сможет сэкономить время на поисках нужного лекарства. Но, в связи с введением торгового сбора в Москве и Московской области, встает вопрос: насколько это выгодно?

Для начала необходимо понимать, что: аптека, аптечный киоск и аптечный пункт – это три совершенно разных понятия.

Аптека (от 40 кв.м.) – целостное учреждение, относящееся к системе здравоохранения, которое обеспечивает население и медицинские учреждения лекарственными средствами и препаратами. Продает практически все виды лекарственных препаратов. Некоторые средства готовятся здесь же, в фармацевтической лаборатории. Подобные предприятия поставляют и те лекарства, которые выдаются исключительно по рецепту врача.

Аптечный киоск (от 18 кв.м.) – небольшое подразделение аптеки, в котором реализуются в розницу готовые медицинские препараты, которые могут быть проданы без предъявления рецепта.

Аптечный пункт (от 8 кв.м.) – небольшое подразделение аптеки, расположенное на базе лечебных или профилактических учреждений.

В зависимости от размера свободной площади, вы можете выбрать наиболее подходящий вариант аптечного учреждения.

Но, стоит отметить, что в киоске нельзя продавать рецептурные препараты, а в аптечном пункте можно. Единственное, чем аптечный пункт отличается от аптеки – это то, что ему положено иметь одну материальную комнату, а аптеке две.

После выбора вида аптеки, разберемся с налогами: НДС, налог на прибыль и торговый сбор.

С 1 января 2011 года был принят ч. 6 ст. 5 Федеральный закон № 395-ФЗ, освобождающий медицинские учреждения от налога на прибыль, при условии, что:

  • В штате должно работать не менее 15 человек, при чем 50% из них должен составлять медперсонал
  • Наличие лицензии
  • Не менее 90% прибыли получать от профессиональной деятельности

Если ваша клиника попадает под условия закона, и вы освобождены от уплаты налога, важно понимать, что дополнительный доход от аптеки может превысить 10% от прибыли всего медицинского учреждения, тогда вам будет начислен налог. В данном случае, лучше решить вопрос, сделав на аптеку отдельное юридическое лицо.

Стоит учесть, что часть медицинских изделий не облагается НДС, а часть облагается НДС 18 и 10%, что усложняет ведение бухгалтерии.

Что касается торгового сбора, то согласно ст.2 закона № 62 от 17.2.2014г. «О торговом сборе», было решено установить следующие ставки для Москвы и Московской области (в квартал):

Торговый объект

Максимально возможная ставка по НК РФ, в квартал

ЦАО, ставка в квартал

Округа в пределах МКАД (кроме ЦАО), ставка в квартал

Округа за пределами МКАД, ставка в квартал

Стационарный с торговым залом до 50 кв.м (базовая ставка с объекта)

15 000 руб.

60 000 руб.

30 000 руб.

21 000 руб.

Доплата за кв. м свыше 50 кв.м

3000 руб.

50 руб.

50 руб.

50 руб.

Нестационарный или стационарный без торгового зала

150 000 руб.

81 000 руб.

40 500 руб.

28 350 руб.

Таким образом торговый сбор в пересчете на месяц составит:

Для ЦАО – 27 000руб.

Для округа МКАД (кроме ЦАО) - 13 500руб.

Для округа за пределами МКАД - 9 450руб.

Как посчитать окупится ли аптека в вашей клинике?

Для расчета необходимо сопоставить возможную выручку в Вашей аптеке с планируемыми затратами на нее.

Рассмотрим для примера Аптеку 40 кв.м. в медицинском центре в Москве в пределах МКАД.

Затраты в месяц:

Переменные затраты:

  1. Закупка товара для продажи – 70% от выручки (при 30% наценке при продаже).
  2. Расходы на операционную деятельность и налоги- 10% от выручки (среднее значение).
  3. : 80% от выручки.

Постоянные затраты.

  1. Аренда помещения 60 000 руб./ месяц. (при среднерыночной ставке по Москве)
  2. ФОТ = 117 000 руб./ месяц, при приеме заведующего и фармацевта при условии, что средняя заработная плата заведующего аптекой – 60 000 руб., фармацевта – 30 000 руб. плюс налоги на ФОТ.
  3. Торговый налог- 13 500 руб. (при пересчете на месяц).

ИТОГО: 190 500 рублей/ месяц.

Таким образом, 20% выручки, оставшейся после закупки и операционных затрат должны обеспечивать затраты в 190 500 руб.

Исходя из этих затрат, получим, что аптека будет работать «в ноль»

с выручкой в месяц 925 500 рублей = 43 295 рублей в день (при 22 рабочих днях в месяц).

Эти затраты не учитывают вложения в открытие клинки, как то ремонт и оборудование аптеки, закупку мебели и оборудования, затраты на поиск персонала, наружную рекламу и вывески, а также затраты на получение лицензии. Эти затраты могут быть учтены при составлении финансовой модели в которой будет рассчитан срок окупаемости аптеки.

Если Ваша аптека сможет обеспечить достаточную выручку, больше суммы рассчитанной в примере выше, то открывать аптеку в клинике финансово выгодно.

Условно говоря, если Вы стоматологическая клиника и собираетесь продавать в своей аптеке зубные щетки и ополаскиватели для рта, то вряд ли выйдите на планируемую норму прибыли.

Если же вы являетесь владельцем многопрофильного медицинского центра и хотите расширить свой бизнес, то аптечный киоск или аптечный пункт – это хороший дополнительный источник прибыли. Открыв его, вы получаете не только дополнительный доход, но и повышаете лояльность своих клиентов, предлагая им расширенный пакет предоставляемых услуг. Это поможет вам выгодно отличаться от конкурентов. Плюс обеспечит дополнительный поток новых пациентов.

Однако, стоит рассчитать сможете ли вы обеспечить аптеке необходимый оборот. Если продажи не значительны, ассортимент маленький, а врачи не назначают лекарственные препараты из вашей аптеки, то, с учетом затрат и пошлин, аптека будет приносить убытки.

Если же ваши врачи назначают дорогостоящие препараты, и вы уверены, что оборот будет достаточным, чтобы окупить затраты, но при этом вы не попадете на налог на прибыль по ч.6 статье 5 Федерального закона №395-ФЗ, то аптека будет прибыльна владельцу.

Авторские права защищены Законом РФ от 9 июля 1993 г. 5351-I Об авторском праве и смежных правах. Без письменного разрешения запрещено любое копирование, полное либо частичное воспроизведение информации, содержащейся в данной статье.

Смотрите так же

Медицинский маркетинг сегодня: от закупки оборудования до привлечения пациентов
Чем поможет маркетинг при закупке нового оборудования в медицинский центр? Как связан маркетинг и закупка оборудования?




Уникальные особенности клиники. Как выделиться среди других?
Часто пациенты не понимают, почему они должны сменить свою клинику и прийти к вам. Нужно выделяться, как-то отличаться от всех остальных. Но чем?