Когда предприниматель с опытом ведения бизнеса и раскрутки проектов на рынке видит бюджет на маркетинг в бизнес- плане, он говорит что этого мало, сомневается, что удастся раскрутить.
Когда врач- будущий владелец клиники видит ту же цифру, то приходит в тихий ужас, ему кажется, что это очень много, а хуже всего, когда он планирует бюджет маркетинга от суммы реальных продаж в клинике. То есть есть продажи- есть маркетинг, нет продаж- нет и маркетинга.
Давайте разберемся, сколько тратить и что для клиники много или мало.
Бюджет маркетинга новой клиники= бюджет маркетинга в бизнес- плане.
1) Отдельно закладываем инвестиционные затраты на маркетинг. Это затраты до открытия клиники, которые составляют некую материальную ценность и могут быть проданы вместе с клиникой в дальнейшем. Это могут быть: сайт, наружная реклама и вывести, навигация внутри клиники, брендбук и даже запатентованное название клиники.
2) Затраты на маркетинг в первый год: 10-20% от планируемой выручки за год, при этом, инвестор должен понимать, что продажи могут быть, а могут и не быть в таком объеме, а снижать затраты на маркетинг в первый год никак нельзя, иначе получим провал в заполняемости клиники. Поэтому сумму на маркетинг в первый год необходимо иметь не зависимо от наличия или отсутсивия пациентов в клинике, так же как и на оплату работы персонала.
Когда мы сами пишем бизнес-план клиники, то закладываем на маркетинг 15-20%. Дело в том, что большие затраты в первый год позволяют быстрее наполнить клинику, а следовательно, получить больше выручки. Поэтому увеличение затрат на маркетинг до 20% не влияет на срок окупаемости проекта.
3) Во второй год заполняемость клиники должна быть не менее 40%, поэтому бюджет маркетинга можно снижать до 8-10%. Однако, если в Ваших планах стоит интенсивный рост и заполняемость клиники в первые 2 года на 80%, то бюджет на маркетинг должен быть не менее 15% от выручки.
Бюджет маркетинга работающей клиники.
В работающей клинике закладываем в бюджет на маркетинг 4-10% от планируемой выручки в год. Хорошо, если заполняемость Вашей клиники более 70% и процент постоянных клиентов составляет более 60%, тогда бюджет маркетинга может быть и меньше- 2-3% от выручки.
В отличие от бизнес- плана, в работающей клинике мы уже имеем историю и реальный объем выручки за прошлый год. Планируем процент увеличения в следующий год и считаем бюджет маркетинга от этой цифры.
Бюджет экспериментов в маркетинговом плане.
80% планируем на уже проверенные работающие механизмы маркетинга, которые уже доказали свою эффективность в Вашей клинике.
15% на расширение в уже известной области, где эффективность мероприятия будет заведомо высокая
5% - это ваши эксперименты, все что угодно, что вы давно хотели попробовать и сомневаетесь в эффективности
Таким образом, чтобы планировать маркетинг, вы должны точно знать какие методы работают,а какие нет. Как это сделать, читайте в моей статье Как считать ЛИДы.
Как вы понимаете, для новой клиники, все методы будут экспериментом, опирайтесь на опыт коллег и рынка услуг, обращайтесь к профессионалам ZERTS. Мы накопили большой опыт составления маркетинговых планов для разных клиник и сможем помочь Вам в этом непростом, но важном деле.
Желаю Вам успешного медицинского бизнеса без осложнений!
Ваш медицинский маркетолог,
Виктория Шматкова
В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист.