Статьи
Агентство Медицинского Консалтинга
Москва. Дубнинская, 13 — 9А
Как с помощью бюджетного плана повысить эффективность работы частной клиники

Как с помощью бюджетного плана повысить эффективность работы частной клиники

Алексей Лумпов, Финансовый консультант Агентства медицинского консалтинга D-ZERTS, эксперт по инвестиционным проектам

Суммарная выручка, или объем рынка коммерческой медицины в России по итогам 2016 г. оценивается в 650-700 млрд. руб. в год. Рост рынка в течение последних 10-15 лет составляет 7-20% годовых, в зависимости от сегмента и успешности конкретных решений. Любопытно, что за тот же 2016 год объем Московского рынка составил188 млрд. руб. Такую сумму пациенты принесли более чем в 2500 частных медучреждений Москвы.

С 2000-х гг. объем российского рынка частной медицины только растет (кроме кризиса 2008/2009 гг.).

grafik.png

Опираясь на эту статистику, у меня нет никаких оснований предполагать, что финансирование государственного здравоохранения радикально изменится, и оно начнет конкурировать с частной медициной. В долгосрочной перспективе сегмент коммерческой медицины остается инвестиционно привлекательным, а его объем будет только расти, пусть даже это будет в основном инфляционный рост.

Налогообложение бизнеса

Приятным отличием налогового режима для медицинского бизнеса являются льготы: при выполнении определенных законодательством условий НДС и налог на прибыль для частной медицины рассчитывается по нулевой ставке. С одной стороны, это делает медицинский бизнес более привлекательным для инвестирования, но в то же время делает его менее защищенным от недобросовестных финансистов.

Экономика бизнеса

Время действовать вслепую, полагаясь только на здравый смысл и интуицию, прошло. В условиях сегодняшней конкуренции и новых возможностей такой подход к медицинскому бизнесу неприемлем. Более того, привычное бюджетирование и планирование является необходимым, но недостаточным. От владельца медицинского центра или медицинской клиники требуется пожизненное повышение квалификации и постоянное расширение управленческих компетенций. Но чтобы не утонуть в океане разнообразной информации, нужно помнить главное – экономика любого бизнеса описывается по одной и той же формуле:

  • 100% выручка от пациентов минус 60текущие расходы минус 20налоги = 20% прибыль, из которой осуществляется возврат средств, первоначально вложенных в клинику.

С точки зрения экономиста, остаток по этой формуле должен быть положительным, то есть коммерческий бизнес должен быть рентабельным. Способов расчета рентабельности много, но лично я предпочитаю наиболее наглядный: сколько рублей из выручки я смогу изъять из оборота в свою пользу. По опыту бизнес-планирования медицинских центров, нормативной можно считать рентабельность частной медицины на уровне 20-40% при расчетах «в белую».

Средний срок окупаемости новых клиник, по моим оценкам, составляет от 3 до 6 лет – с момента первых вложений до того дня, когда клиника заработает столько же, сколько в нее вложили.

Считается приемлемым, если доля фонда оплаты труда в секторе коммерческой медицины находится в пределах 20-30% от выручки.

Если в конкретном случае рентабельность ниже или временно наблюдаются убытки, необходимо скрупулезно собрать всю свою управленческую статистику и просчитать бюджет – с самого начала инвестирования до настоящего времени и далее сделать прогноз развития еще на 2-3 года. Для этого можно воспользоваться базовой таблицей движения денежных средств (cash flow).


Бюджет движения денежных средств на примере действующей медицинской клиники.

Таблица 1. Бюджетирование клиники, руб., 2014-2017 гг.

   

   все расчеты в рублях

Итого, руб.

2017

2018

2019

2020

2021

2022

2023

2024

2025

2026

   Порядковый номер месяца

 

1 год

2 год

3 год

4 год

5 год

6 год

7 год

8 год

9 год

10 год

   ОСНОВНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                     

 Поступления от основной деятельности

717 619 500

5 791 500

44 752 500

60 547 500

75 816 000

88 452 000

88 452 000

88 452 000

88 452 000

88 452 000

88 452 000

   Выбытия на текущую деятельность:

408 065 171

9 995 972

43 678 325

45 656 631

44 520 940

44 380 333

44 191 087

43 931 840

43 917 594

43 903 348

43 889 101

   Текущие затраты

324 535 760

8 424 885

35 017 950

36 444 525

35 323 080

35 196 720

35 021 720

34 776 720

34 776 720

34 776 720

34 776 720

   Налог на прибыль

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   ЕСН (все начисления на ФОТ)

76 377 684

1 535 471

7 812 710

8 378 688

8 378 688

8 378 688

8 378 688

8 378 688

8 378 688

8 378 688

8 378 688

   Налог на имущество

7 151 726

35 616

847 665

833 418

819 172

804 925

790 679

776 432

762 186

747 940

733 693

   НДС

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   Сальдо от основной деятельности

  309 554 329

-4 204 472

1 074 175

14 890 869

31 295 060

44 071 667

44 260 913

44 520 160

44 534 406

44 548 653

44 562 899

   Сальдо от основной деятельности, накопл.

 

  -4 204 472

  -3 130 296

   11 760 572

   43 055 632

  87 127 299

  131 388 212

  175 908 372

  220 442 778

  264 991 430

  309 554 329

   ИНВЕСТИЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

0

                   

   Поступления инвестиций:

49 200 000

49 200 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   Вложения

49 200 000

49 200 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   Выбытия на инвестиционную деятельность:

41 984 000

41 984 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   1. ПРОЕКТ

5 111 500

5 111 500

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   2. РЕМОНТ, СМР КЛИНИКИ

23 400 000

23 400 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   3. ОБОРУДОВАНИЕ

7 342 500

7 342 500

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   4. МЕБЕЛЬ И ОРГТЕХНИКА

2 650 000

2 650 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   5. ЛИЦЕНЗИРОВАНИЕ

350 000

350 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   6. ПЕРСОНАЛ

280 000

280 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   7. РЕКЛАМА И МАРКЕТИНГ

2 850 000

2 850 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

                     

   Поступления инвестиций:

49 200 000

49 200 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   Вложения

49 200 000

49 200 000

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   Выбытия на финансовую деятельность:

49 200 000

0

0

9 371 429

28 114 286

11 714 286

0

0

0

0

0

   Уплата процентов

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

0

   Возврат основной суммы долга

49 200 000

0

0

9 371 429

28 114 286

11 714 286

0

0

0

0

0

   Текущие выплаты владельцу проекта

  255 670 329

1 911 528

-125 825

4 319 440

1 980 774

31 157 381

43 060 913

43 320 160

43 334 406

43 348 653

43 362 899

   Остатки ДС на счете, руб.

 

1 911 528

1 785 704

6 105 144

8 085 918

39 243 299

82 304 212

125 624 372

168 958 778

212 307 430

255 670 329

 

Как видно из таблицы, при условии выполнения плана, за прогнозный период доход владельца проекта может составить 255 670 329 руб., из которых нужно будет вернуть 49 200 000 руб. вложенных средств, а также выплатить налог на дивиденды по ставке 13%, после чего остаток (чистую прибыль) можно изымать из оборота клиники. Срок окупаемости проекта – 5 лет. Возможная прибыль в 5 раз превышает сумму инвестиций, что делает проект инвестиционно привлекательным. Использование бюджетного плана позволит клинике получать прибыль в запланированный период деятельности и поможет своевременно увидеть ошибки и провалы по финансам.

Смотрите так же

Медицинский маркетинг сегодня: от закупки оборудования до привлечения пациентов
Чем поможет маркетинг при закупке нового оборудования в медицинский центр? Как связан маркетинг и закупка оборудования?




Уникальные особенности клиники. Как выделиться среди других?
Часто пациенты не понимают, почему они должны сменить свою клинику и прийти к вам. Нужно выделяться, как-то отличаться от всех остальных. Но чем?