Статьи
Агентство Медицинского Консалтинга
Москва. Дубнинская, 13 — 9А
Открывать ли медицинский центр в кризис

Открывать ли медицинский центр в кризис

к.м.н., врач-нейрохирург Быков А.Ю.

Рынок частных медицинских услуг в России пока не насыщен и находится в стадии бурного роста. Конечно, такие условия рынка заставляют крупных инвесторов думать о вложении средств в эту сферу. Сегодня мы можем наблюдать открытие крупнейших частных медицинских клиник со стационаром и онкоцентром (GEMC), расширения сети частных клиник крупных инвесторов (Гута, МЕДСИ, АБС и др.) и даже открытие сети медицинских центров городского проекта в Москве (Доктор рядом). Однако вопрос статьи достаточно индивидуален и зависит от наличия инвестиций и желания их вложить в долгосрочный проект.

Однозначно можно ответить положительно, если:

1) Вы готовы вложить усилия и время, а медицина приносит вам удовольствие. Вы должны быть фанатом своего дела!

2) У вас есть достаточные инвестиционные средства для проекта с окупаемостью от 5 лет.

3) Вы сможете привлечь грамотных специалистов для оказания действительно высококвалифицированной помощи, которая будет в полной мере отвечать ожиданиям потенциальных пациентов.

Попытаемся доказать, почему.

Рынок медицинских услуг по-прежнему является достаточно привлекательным. По данным аналитиков, объем рынка платных медицинских услуг в России в 2014 году составил порядка $10 млрд – и это без учета теневого сектора («серые» схемы в медицине могут составлять до $3,7 млрд). Ежегодно рынок медицинских услуг растет на 20–30%, причем наибольший темп роста наблюдается в Московском регионе.

Интерес к открытию частных медицинских центров растет вследствие ряда объективных причин. Намеченная правительством реформа системы государственного здравоохранения была ориентирована на крупные федеральные высокотехнологические центры, которые оснащались высокотехнологичным медицинским оборудованием и высококлассными специалистами, но их коечный фонд и пропускная способность ограничены.

Первичное медицинское звено (поликлиники, районные стационары) работают с перегрузкой и не могут обеспечить высокий уровень оказания высокотехнологичной помощи. Часто в лечебные учреждения среднего звена закупалось высокотехнологическое оборудование, но отсутствовали специалисты, которые могли бы работать на нем, или не предусматривался бюджет на сервисное обслуживание и дорогостоящие расходные материалы.

В силу вышеуказанных причин, это звено выполняет функции «диспетчера», который может выставить предварительный диагноз, отсеять острые и хронические заболевания и направить или в ургентный стационар, или на плановое обследование и лечение, которое затягивается на несколько недель ожидания, вследствие физической неспособности крупных центров обслужить такой объем пациентов.

На примере столицы можно сказать, что в рамках реформирования системы здравоохранения Москвы за последние три года произошло сокращение хирургического коечного фонда в два раза, что вызвало перегрузку персонала и создало очередь на плановые операции от нескольких недель до года. Кроме того, именно высокотехнологическую медицинскую помощь государственным лечебным учреждениям разрешено оказывать в виде платных услуг, чем наше официальное здравоохранение не преминуло воспользоваться, при этом качество оказания услуг пациентам осталось на прежнем уровне.

В связи с этими факторами четко прослеживается рост потребности населения в качественной медицинской помощи. Эту нишу с успехом занимают частные медицинские центры. От 30 до 60 % пациентов сейчас предпочитают обращаться в частные медицинские центры шаговой доступности как для рутинных обследований (анализы крови, несложное первичное инструментальное обследование, консервативная терапия), так и для мелких и средних оперативных вмешательств, а в некоторых случаях и за более сложной диагностической и лечебной помощью. Спрос населения на качественную медицинскую помощь превышает предложение, тем более что не все существующие клиники отвечают возрастающим требованиям потенциальных клиентов с высокой платежеспособностью.

Рентабельность медицинского бизнеса зависит от видов медицинской помощи, которую оказывает клиника, и выбранной ею ценовой политикой.

Высокая рентабельность может быть достигнута в медицинских центрах за счет высокого уровня качества предлагаемой высокотехнологической медицинской помощи и за счет применения современных аппартно-программных комплексов и современной оперативной техники, при этом они могут выставлять высокую стоимость обслуживания без ущерба снижения спроса.

Средняя рентабельность частных клиник и медицинских центров, по заключению специалистов Высшей школы экономики (Москва), достаточно высока и составляет 10-15%. У лидера рынка по выручке, компании «МЕДСИ», этот показатель составил 15,6%, а у Европейского медицинского центра (GEMC), по данным аналитиков Deutsche Bank, – 32%.

Для финансового успеха медицинского центра необходимо создать ту финансовую модель, которая создаст более качественный медицинский продукт, будет в полной мере отвечать ожиданиям потенциальных пациентов и клиники и позволит формировать конкурентную ценовую политику на рынке медицинских услуг вашего региона.

Средний срок окупаемости по операционным затратам для среднего медицинского центра составляет 1,5 года, а окупаемость инвестиций зависит от их размера и составляет в среднем 5 лет при полной загрузке медицинского центра.*

Это достаточно хорошие показатели для рынка услуг, поэтому, если Вы решили открывать медицинский центр, пора действовать именно сейчас, когда рынок низко-конкурентный, а спрос на услуги частных медицинских центров превышает предложение!

* По данным исследования ZERTS Medical

Авторские права защищены Законом РФ от 9 июля 1993 г. 5351-I Об авторском праве и смежных правах. Без письменного разрешения запрещено любое копирование, полное либо частичное воспроизведение информации, содержащейся в данной статье.

Смотрите так же

Медицинский маркетинг сегодня: от закупки оборудования до привлечения пациентов
Чем поможет маркетинг при закупке нового оборудования в медицинский центр? Как связан маркетинг и закупка оборудования?




Уникальные особенности клиники. Как выделиться среди других?
Часто пациенты не понимают, почему они должны сменить свою клинику и прийти к вам. Нужно выделяться, как-то отличаться от всех остальных. Но чем?