Правильно организованная система лояльности в медицинской клинике включает в себя множество взаимосвязанных компонентов, результатом внедрения и применения которых является формирование и повышение лояльности пациентов и, в конечном итоге, увеличение прибыли клиники.
Техническим инструментом для построения системы лояльности являются системы управления взаимоотношениями с потребителями (CRM).
Оценка эффективности систем лояльности может осуществляться через систему показателей, в которую входят абсолютные (натуральные и стоимостные), а также относительные показатели. Данные показатели складываются в систему оценки лояльности и оцениваются с определенной периодичностью.
Результаты измерения помогут в оценке воздействия на пациентов тех или иных стратегий маркетинга, применяемых в вашей клинике, и оценке возвращения инвестиций в рекламу и маркетинг.
Каждая компания выбирает свой оптимальный набор сбалансированных показателей, имеющих наибольшее значение для развития. Автором предлагается своя уникальная система сбалансированных показателей для расчета как эффективности программы лояльности пациентов, так и ее результативности (сравнение достигнутых результатов с целями программы).
*
Для начала оценки необходимо оценить издержки на внедрение и осуществление программы лояльности, включая недополученную прибыль при снижении цен, затем рассчитать прибыль до внедрения программы и после ее внедрения, тем самым оценить результативность внедренного мероприятия.
После этого для оценки результативности необходимо оценить количественные параметры лояльности потребителей, такие как:
Данные показатели можно легко оценить с помощью системы CRM или другой аналитической программы, позволяющей оценить работу клиентов.
Затем оцениваем качественные параметры лояльности – степень лояльности или удовлетворенности пациентов (индекс лояльности):
Для оценки вклада каждого параметра в общий уровень лояльности можно использовать 2 техники:
Кроме того, клиника должна оценивать эффективность работы специалистов, менеджеров, ассистентов и администраторов, структуру пациентов по сегментам (районам, специализации, гендерному признаку и т.п.), а также экономическую эффективность работы клиники.
Важным для оценки является периодичность исследований и сравнение результатов с предыдущими периодами, что позволит вовремя скорректировать программу лояльности и отреагировать на изменения рынка.
Пример применения методики.
ИТОГО бюджет программы лояльности: Х рублей/ год
Оцениваем за период 1 год в рублях, сравниваем показатели.
Сравниваем результаты до и после внедрения программы за 1 год.
Пример заполнения:
Детерминанты лояльностиполученные путем опроса пациентов (по шкале важности от 1 до 10) |
Значимость для пациентов, балл (по 10-бальной шкале) |
Результат до/после внедрения, балл (по 10-бальной шкале) |
ИТОГ до/после внедрения, баллы |
Качество обслуживания |
10 | 6/8 | 60/80 |
Удобство расписания приема | 7 | 7/9 | 49/63 |
Система скидок | 5 | 3/10 | 15/50 |
Скорость и четкость в записи | 8 | 5/8 | 40/64 |
Программы обслуживания | 4 | 2/8 | 8/32 |
Слежение за прогрессом лечения (ведение больного, патронаж) | 9 | 1/7 | 9/63 |
Система напоминаний пациентам | 5 | 4/9 | 20/45 |
Построение долгосрочных отношений | 2 | 6/10 | 12/20 |
Личный подход к каждому клиенту | 5 | 8/8 | 40/40 |
Индекс лояльности |
Итак, из оценки видим, что индекс лояльности у нашей клиники вырос почти вдвое, что говорит о хороших результатах программы. Однако для полной картины необходимо сравнивать аналогичные показатели за равные промежутки времени, чтобы понять, насколько улучшается или ухудшается лояльность Ваших пациентов.
Для оценки работы сотрудников можно разработать подобную индексу лояльности карту показателей с важными для вас параметрами и баллами:
Сопоставляем результаты 1-4 шагов:
Проводим исследование 1 раз в год и сравниваем результаты с предыдущими годами, оцениваем результаты и, при необходимости, корректируем программу лояльности, проводим изменения в обслуживании и составе услуг в ответ на изменения рынка.
Проведение мелких промежуточных исследований в течение года (1-2 вопроса пациенту от администратора после приема врача или звонки пациенту после приема с вопросами о качестве обслуживания) поможет вовремя реагировать на проблемы в обслуживании, избежать конфликтных ситуаций, а кроме того, поможет удержать пациентов, тем самым увеличить эффективность программы лояльности вашей клиники.
Авторские права защищены Законом РФ от 9 июля 1993 г. 5351-I Об авторском праве и смежных правах. Без письменного разрешения запрещено любое копирование, полное либо частичное воспроизведение информации, содержащейся в данной статье.
В ближайшее время с Вами свяжется наш специалист.