Статьи
Агентство Медицинского Консалтинга
Москва. Дубнинская, 13 — 9А
Высокотехнологичная помощь в частном медицинском центре. Как достичь рентабельности

Высокотехнологичная помощь в частном медицинском центре. Как достичь рентабельности

к.м.н., врач-нейрохирург Быков А.Ю.

Рентабельность медицинского бизнеса зависит от видов медицинской помощи, которую оказывает клиника, и выбранной ею ценовой политики.

Создавая частный медицинский центр, его руководство оказывается между двумя взаимоисключающими условиями: с одной стороны необходимо минимизировать капитальные вложения на первом этапе работы, с другой стороны необходимо обеспечить приток в центр платежеспособных клиентов и опытных врачей со своей клиентской базой, обеспечить центр первоклассными специалистами и оборудованием, что неминуемо влечет за собой необходимость крупных инвестиций.

Очевидно, что клиентский поток можно организовать, только если предложить более выгодные, конкурентные расценки и наиболее качественный медицинский продукт.

Медицина вообще, а медицинская техника в частности, давно перестала быть дешевым удовольствием. Медицинские диагностические и лечебные комплексы стоимостью до полутора миллионов долларов уже не экзотика в частных медицинских центрах. Вопрос в том, насколько быстро вы сможете выйти на уровень безубыточности и начать зарабатывать прибыль? Немаловажным также является вопрос, сколько вы сможете проработать в прибыльной зоне до того, как ваше оборудование начнет выходить из строя и требовать все больше дополнительных финансовых ресурсов на поддержание оборудования в рабочем состоянии. Иными словами: какую прибыль может получить медицинский центр от того или иного оборудования?

Если к задаче подойти разумно, то всегда можно найти способы, которые позволят вам значительно снизить финансовые риски. 

Вряд ли получится значительно уменьшить затраты на лицензирование, поддержание на должном уровне сан. эпид. режима, налоговые и социальные отчисления, арендные платежи. Поэтому заострим внимание на техническом оснащении для оказания высокотехнологической медицинской помощи.

Инвестировать крупные средства сразу после открытия медицинской клиники в новейшие медицинские технологии, которые заморозят львиную долю ваших финансовых и кредитных ресурсов, не очень разумно. Например, сразу установить в мед. центре роботизированный хирургический комплекс за $1,5 млн. и тратить на его сервис до $100 тыс. ежегодно, надеясь привлечь этим поток платежеспособных клиентов.

При формировании концепции средне-бюджетного медицинского центра необходимо исходить из возможности быстрого привлечения финансовых средств для оказания конкурентной высокотехнологической медицинской помощи. Сможете ли вы вложить достаточное количество средств в покупку высокотехнологичного оборудования, или пока стоит отказаться от высоких технологий?

Основной парадокс использования высокотехнологичной медицинской помощи заключается в том, что при первоначально высоких затратах на оборудование и высокой стоимости труда опытного врача, экономический эффект для пациента оказывается более высоким, чем при консервативном или традиционном хирургическом вмешательстве.

Это происходит за счет гораздо меньшей травматизации тканей пациента при оперативных вмешательствах, более низкого уровня послеоперационных осложнений и гораздо меньшим уровнем инвалидизации пациентов, что в совокупности имеет гораздо более выгодные экономические показатели для пациента за счет уменьшения послеоперационных койко-дней и более низкой стоимости послеоперационной реабилитации для больного.

Таким образом, можно смело считать, что для пациента каждый рубль, инвестированный в создание высокотехнологического медицинского комплекса, приносит порядка 4-5 рублей совокупной экономии с учетом сокращения сроков послеоперационной нетрудоспособности, минимизации рецидивов и всех связанных с этим моральных и финансовых потерь пациента и его близких, вовлеченных в выздоровление пациента. При этом высокая рентабельность в этом секторе позволяет устанавливать высокие цены без ущерба для спроса именно за счет высокого уровня качества предлагаемой высокотехнологической медицинской помощи и за счет применения современных аппартно-программных комплексов и современной оперативной техники.

Средняя рентабельность частных клиник и медицинских центров, по заключению специалистов Высшей школы экономики (Москва), составляет 10-15%.

У лидера рынка по выручке, компании «МЕДСИ», этот показатель составил 15,6%, у Европейского медицинского центра (GEMC), по данным аналитиков Deutsche Bank, – 32%.

Однако не стоит забывать, что для достижения данных экономических показателей этим центрам на этапе развития пришлось инвестировать огромные средства в оборудование и персонал, которые не под силу большинству средних медицинских центров.

Так стоит ли вкладывать инвестиции в высокие технологии?

Конечно, прибыльность клиники зависит от способности привлечь поток пациентов и создать полную загрузку клиники.

Финансовой основой любого частного медицинского центра являются его постоянные клиенты, которые систематически приносят доход за счет повторных обращений, а формирование базы постоянных клиентов – главная цель центра с момента открытия и на протяжении всего существования.

И первый вопрос, который стоит перед руководством клиники: где взять достаточное количество платежеспособных пациентов для скорейшего выхода на безубыточную деятельность?

На решение пациента начать лечение в том или ином медицинском центре оказывает влияние несколько факторов:

  1. Информация об опыте врачей центра и их послужном списке.
  2. Информация о современных методах лечения, которые предлагает мед. центр и которые могут быть доступны для пациента.
  3. Ценовая политика мед. центра – пациент должен соизмерить тот уровень затрат, который он понесет наряду с экономией личного времени и отсутствием последствий и осложнений после оказанного лечения.

Привлечение клиентов с помощью маркетинговых и рекламных инструментов значительно увеличит расходы клиники, что необходимо учитывать при расчете проекта перед открытием клиники. Однако, если качество услуг клиники будет соответствовать ожиданиям пациентов, увеличение притока первичных пациентов будет идти за счет полученных рекомендаций от уже имеющихся клиентов.

Оснащение высокотехнологическим оборудованием – достаточно затратная часть бюджета клиники. Тем не менее, высокотехнологичное оборудование привлечет хороших специалистов в клинику и будет стимулировать их повышать свой квалификационный уровень, более избирательно относится к применяемым методикам, что, в том числе, способствует уменьшению процента послеоперационных осложнений, и тем самым создавать достойный имидж частному центру.

Кроме этого, хорошее оборудование и хорошие специалисты в совокупности привлекут постоянный поток пациентов – основное правило для создания прибыли любого медицинского центра!

Авторские права защищены Законом РФ от 9 июля 1993 г. 5351-I Об авторском праве и смежных правах. Без письменного разрешения запрещено любое копирование, полное либо частичное воспроизведение информации, содержащейся в данной статье.

Смотрите так же

Медицинский маркетинг сегодня: от закупки оборудования до привлечения пациентов
Чем поможет маркетинг при закупке нового оборудования в медицинский центр? Как связан маркетинг и закупка оборудования?




Уникальные особенности клиники. Как выделиться среди других?
Часто пациенты не понимают, почему они должны сменить свою клинику и прийти к вам. Нужно выделяться, как-то отличаться от всех остальных. Но чем?